Агитационный самолет «Максим Горький»

Агитационный самолет «Максим Горький»

Самолету «Максим Горький» суждено было прожить совсем короткую жизнь, но она оказалась довольно яркой, как и сама эта необычная машина, созданная одним из лучших авиационных конструкторов за всю историю авиации, Андреем Николаевичем Туполевым. Однако замысел, благодаря которому и появился АНТ-20, как официально был назван новый самолет, принадлежал не Туполеву и даже не наркомату авиационной промышленности.

Как известно, «пролетарский писатель» Максим Горький пользовался в СССР огромной популярностью у многих партийных деятелей, начиная с самого Сталина. Поэтому отмечавшийся в сентябре 1932-го годы юбилей – 40 лет с начала творческой деятельности писателя – стал крупным праздником. Именно во время этого праздника Михаил Кольцов, знаменитый журналист 30-х выступил с инициативой строительства нового самолета, который должен был получить имя Горького.

При этом ставились два основных условия: во-первых, самолет должен был стать самым большим во всем мире, во-вторых, средства на его строительство должны быть собраны «в народе», причем строго на добровольных началах. Новый самолет должен был стать настоящим символом первой в мире коммунистической страны, причем с самого начала предполагалось оборудовать его оборудованием для проведения агитационных мероприятий.

Ведущую роль в создании самолета сыграло конструкторское бюро Туполева, которое сумело успешно решить поставленную задачу, соорудив поистине исполинский самолет, полет которого поддерживался восемью моторами. Взлетный вес гиганта составлял 53 тонны при размахе крыла в 63 метра. Испытывал уникальную машину М. Громов, один из самых известных летчиков СССР. Судя по его впечатлениям, этот тяжелый самолет был послушен управлению и несложен в освоении.

Уникальным было и внутреннее устройство огромного самолета. Например, непосредственно внутри крыла могло быть устроено место для размещения пассажиров. Всего самолет мог поднять до 72 человек. На борту предполагалось разместить типографию для печати листовок, имелась киноаппаратура и мощные громкоговорители, получившие название «Голос неба». Пассажиры были обеспечены всеми возможными удобствами, включая спальные каюты.

К сожалению, самолет, действительно бывший выдающимся достижением авиапромышленности, погиб из-за нелепой случайности – столкновения в воздухе с истребителем И-15. Обстоятельства этого инцидента до сих пор вызывают споры.

Читайте также

Теги: ,

Лавка «Cлово»

Хочу в СССР-2