Ил-2: самый знаменитый штурмовик

Ил-2: самый знаменитый штурмовик

Ил-2: самый знаменитый штурмовик

Про штурмовик Ил-2 было написано в свое время так много явно неумеренных похвал, что в последнее время наблюдается другая крайность: все новые и новые «разоблачители» стремятся доказать, что этот самолет никуда не годился, удары его были якобы неэффективными, а потери – огромными. Между тем, опровергнуть эти новые мифы совсем нетрудно – достаточно прочесть несколько фраз из воспоминаний немецких солдат и офицеров, которым довелось побывать под ударами Ил-2.

Возможно, наиболее характерным высказыванием стали слова Галланда, инспектора немецкой авиации ПВО, который сказал: «Все, кто много воевал на востоке, могут рассказать, сколько крови им испортили Ил-2».

В военной биографии первого советского штурмовика было многое – и тяжелые, неоправданные потери в первых же боях, и жестокие бои с немецкими истребителями, и целые поля, заваленные трупами немецких солдат после штурмовых ударов под Корсунь-Шевченковским. Начиналось же все еще в 1939-м, когда один из самых известных летчиков того времени, В. Коккинаки, совершил первый полет на прототипе будущего штурмовика. Ильюшин был не единственным конструктором, предложившим проект штурмовика, ему пришлось, в частности, конкурировать с прославленным «королем истребителей» Поликарповым, предложившим самолет под условным обозначением ВИТ (воздушный истребитель танков).

Успех Ильюшина во многом объяснялся новизной концепции самолета, знаменитой впоследствии несущей бронекоробкой. Разумеется, эта броня была авиационной, то есть легкой, и отнюдь не делала самолет неуязвимым, однако вероятность его поражения огнем с земли существенно снижалась. Вооружение штурмовика развивалось на протяжении всей войны. Так, первые варианты самолета были вооружены пушками ШВАК, но уже в 1941-м году на Ил-2 появились значительно более мощные ВЯ-23, оказавшиеся наиболее оптимальными.

Появление в конце 1942-го года двухместных штурмовиков, оснащенных кабиной для заднего стрелка, позволило обеспечить неплохую защиту от атак истребителей, однако вынудило наполовину сократить комплект реактивных снарядов. Длительное время Ил-2 не имел эффективного противотанкового оружия, и лишь в 1943-м году появились кумулятивные бомбы ПТАБ.

Оценивая же штурмовик «по совокупности», нельзя не признать, что вклад его в победу наземных войск был огромным. Ни один другой самолет этого периода не мог столь надежно и эффективно поддерживать войска на поле боя. Более 10 тысяч самолетов Ил-2, сбитых в боях, были потеряны не напрасно – это была цена за спасение куда большего количества человеческих жизней.

Читайте также

Теги: , , ,

Лавка «Cлово»

Хочу в СССР-2