radioslovo@mail.ru

МиГ-21 – фронтовой истребитель

МиГ-21 – фронтовой истребитель

Наибольшей известности МиГ-21 добился в конце 60-х годов, когда в ходе целого ряда военных конфликтов этому довольно простому по своей конструкции советскому истребителю удалось добиться превосходных результатов в боевых столкновениях со своими более технически совершенными и тяжелыми западными противниками. В западной прессе этот самолет сравнивали с американским F-104, «Старфайтером», истребителем, который хотя и поставлялся в большом количестве в страны НАТО, получил скорее негативную известность «фабрики вдов».

Такое сравнение не слишком-то лестно для МиГ-21, но и западных экспертов можно понять: в то время в США просто не было самолета, построенного по такой же концепции, как и МиГ-21. Главным противником «двадцать первого» стал вовсе не «Старфайтер», а куда более грозный противник, F-4 Phantom. Этот тяжелый двухместный истребитель имел значительно более мощный радар, чем тот, что имелся на МиГе, а вооружение «Фантома» в «истребительном» варианте насчитывало не две ракеты «воздух-воздух», как на МиГ-21, а восемь ракет, причем четыре из них были среднего радиуса действия, о чем пилоты самолетов советского производства и мечтать не могли.

Тем не менее, реальные бои, происходившие, в частности, над Вьетнамом, быстро показали, что американские самолеты не только не имеют никакого подавляющего преимущества над МиГами, но напротив – проигрывают большинство схваток. Это произошло из-за того, что такие качества МиГа, как замечательная тяговооруженность и превосходная маневренность оказались более существенными, чем все преимущества «Фантомов», оказавшиеся «преимуществом на бумаге». В частности, ракеты среднего радиуса действия, как выяснилось, практически никогда не попадали в цель, а спрятаться от мощного американского радара можно было попросту на фоне земли.

Сами самолеты МиГ-21 оказались очень простыми в освоении и управлении. Не случайно еще и сегодня опытные летчики вспоминают эту машину с известной долей ностальгии. В некоторых странах МиГ-21 все еще имеются в составе военно-воздушных сил, причем доверие к ним порой выше, чем к куда более современным машинам.

Разработка МиГ-21 началась еще в середине 50-х, поначалу в качестве экспериментального самолета. Последняя «строевая» модификация машины приходится на начало 70-х, когда появились истребители МиГ-21Бис, способные в дневное время довольно успешно противостоять первым модификациям американского истребителя F-16. Кроме того, уже в 90-е годы была предложена глубокая модификация самолета, МиГ-21И, получившая новый радар и вооружение.