МиГ-23 – истребитель из «семидесятых»

МиГ-23 – истребитель из «семидесятых»

Разработка будущего МиГ-23 началась еще в 1961-м году, когда даже МиГ-21 еще был новинкой. Принципиальным новшеством на первых порах виделось наличие на самолете ракет «воздух-воздух» средней дальности. До тех пор советские истребители имели лишь пушки и ракеты малой дальности.

Прототипы истребителя не имели наиболее характерной для последующего строевого самолета особенности: у них не было крыла измененной стреловидности. Первые образцы таких машин появились лишь в 1967-м , и практически сразу были показаны во время воздушного парада. До сих пор среди авиационных специалистов так и не сложилось единого мнения о том, насколько вообще целесообразно вводить в конструкцию самолета «складывающееся» крыло. Этот элемент позволяет достигать наиболее выгодных аэродинамических показателей на разных полетных режимах, обеспечивая возможность как относительно короткой посадки, так и наиболее длительного полета на крейсерской скорости. Однако механизм изменения геометрии крыла заметно усложняет конструкцию и увеличивает ее вес.

Специально для МиГ-23 были созданы ракеты, способные поражать воздушные цели во всех ракурсах, и радар, обнаруживающий цели на фоне земли. В 60-е годы такой возможности не было даже у такого совершенного самолета, как американский F-4 Phantom. Однако в целом создание МиГ-23 явно затянулось, и практическое освоение машины началось лишь в 1973-м году.

Надо отметить, что летчики сразу же отнеслись к этой машине скорее негативно. Пилотировать МиГ-23 было заметно сложнее, чем его предшественника, МиГ-21, а в ходе учебных боев новый самолет постоянно проигрывал, поскольку маневренность его была не на высоте. К тому же первое время наблюдалась высокая аварийность МиГ-23.

Международные поставки МиГ-23 протекали некоторое время вполне успешно, однако после столкновений этого самолета с американскими истребителями F-16, и в особенности F-15 стало ясно, что соперничать он с ними не может даже при условии численного перевеса. Появившиеся чуть позже модификации МиГ-23МЛ и в особенности МиГ-23МЛД показали себя значительно более боеспособными, однако в целом был уже понятно, что время МиГ-23 закончилось, толком не начавшись.

Возможно, репутация этого самолета была бы куда более высокой, если бы его поставили на вооружение на три-четыре года раньше, но этого так и не случилось. Тем не менее, общий объем выпуска МиГ-23 оказался довольно значительным, превысив 5 тысяч экземпляров.

Читайте также

Теги: , , ,

Лавка «Cлово»

Хочу в СССР-2