radioslovo@mail.ru

Строительство метро в Санкт-Петербурге: история успеха

Строительство метро в Санкт-Петербурге: история успеха

Строительство метро в Санкт-Петербурге: история успеха

Сегодня сложно представить себе транспортную инфраструктуру северной столицы без метрополитена. Это удобно, быстро и безопасно. Ежедневно станциями метро Санкт-Петербурга пользуются миллионы жителей и гостей города. Мало кто знает, что первые идеи по проектированию подземной дороги появились почти 200 лет назад, правда воплотились в реальность они заметно позже – уже в послевоенные годы.

Идеи и проекты

В 1820 году известный питерский инженер Торгованов обратился к императору Александру I и передал ему свой проект строительства подземного тоннеля под Невой. В ближайшие несколько десятилетий идея обустройства внеуличной железной дороги появлялась и у других конструкторов, но дальше разговоров дело не сдвинулось. Только в конце позапрошлого века, когда первые линии метрополитена открылись в Нью-Йорке, Лондоне и Париже, проекты обрели реальные очертания. В местных газетах поднялся большой резонанс, инженеры спорили и обсуждали технологии возведения, хотя на тот момент Петербург не мог похвастаться даже наличие электрического трамвая.

Крайне интересно и интригующе выглядел проект строительства метро в Петербурге под авторством Петра Балинского. Он планировал построить сразу шесть веток и две кольцевые линии с общей протяженностью путей более 170 километров! В проекте присутствовали эстакады, насыпи и 11 мостов. Идея не нашла одобрения у Николая II. Встречались и совсем уж абсурдные идеи – осушить Екатерининский канал и пустить поезда по его дну.

Следует отметить, что все дореволюционные идеи не предусматривали строительство метро в классическом виде – под землей. Планировались лишь эстакадные линии, эксплуатировать которые в климатических условиях Петербурга было бы очень сложно. А говорить о прокладке полноценного тоннеля было еще рановато: у страны не было для этого ни финансов, ни техники, ни технологий.

Как это было?

Первое метро в СССР было проложено в Москве, статус столицы сыграл свою роль. В 1938 году москвичи пользовались всеми удобствами двух веток метрополитена. Проект строительства метро в Ленинграде обрел реальные очертания в 1941 году, когда по указания Алексея Косыгина был организован Лениградский метрострой. Руководителем организации был талантливый инженер и управленец Иван Зубков, который непосредственно участвовал в прокладке линий московского метрополитена. Грандиозным планам помешала война, а вместо просторных и светлых станций собранные в команду специалисты были вынуждены заниматься обустройством защитных сооружений.

Работа над проектом была возобновлена уже в 1946 году, а спустя год началось строительство первых станций. Для разрушенной войной страны это было огромное достижение! Стройка века заняла почти 10 лет – первая ветка метро была сдана в эксплуатацию 15 ноября 1955 года. В ее состав вошли всего семь станций. К 1958 году линия была продлена на север Ленинграда и дополнилась двумя новыми станциями – «Площадь Ленина» и «Чернышевская». Более тысячи рабочих и инженеров были отмечены высокими правительственными наградами.