Военные землеройки

Военные землеройки

Когда началась Вторая мировая война, премьер-министр Уинстон Черчилль, полагавший, что она, как и Первая, будет «окопной» , решил оснастить британскую армию специальными траншеекопателями. По мнению Черчилля, машины должны были ночью, под заглушающий грохот артиллерии, отрыть траншеи через нейтральную полосу до вражеских позиций, чтобы британские солдаты могли по этим траншеям (вместе с легкими танками!) подобраться вплотную к противнику, а затем по спине копателя, как по аппарели, подняться наверх и тут же атаковать. Ерунда, конечно, но машины начали строить!

Программа получила обозначение N LE (Naval Land Equipment) или «Нэлли», а для маскировки эту машину называли «Культиватор» и «Белый кролию». Предполагалось построить 200 узких «пехотных» «Нэлли» и 40 широких «танковых» .

Машина состояла из двух секций. Основная — гусеничный тягач весом 100 тонн, похожий на первые британские танки «Виккерс» (длина 23, ширина 2, высота 2,5 м). Головная 30-тонная секция имела землеройный агрегат и острый отвал. NLE мог отрывать траншею глубиной в 1,5 и шириной 2 метра. Разработанный грунт специальным транспортером выбрасывался по сторонам в виде бруствера почти метровой высоты. Скорость продвижения машины составляла один километр в час.

Но после молниеносного немецкого наступления во Франции и эвакуации британских войск из Дюнкерка стало ясно, что война будет другой. К тому времени успели построить 5 «пехотных» «Нэлли». Дальнейшую реализацию программы NLE остановили, но отменил ее Черчилль только в 1943 году — всё чего-то ждал? Последнего «Белого кролика» разобрали на металл лишь в 1950 году.

С 1942 года Великобритания начала более активно вести наземные операции, для обеспечения которых требовалась и инженерная техника: машины для проделывания проходов в заграждениях, машины разминирования и т.д. Базой был выбран тяжелый танк «Черчилль» (Churchill) — крепкая большая машина, но как танк уже неперспективная. Этот вариант получил обозначение «Churchill» AVRE (бронированная машина инженерной службы). Варианты навесного оборудования были самые разные — от реактивных установок до рам, сваренных из стальных профилей. На раму крепили подрывные заряды, AVRE доставлял такую раму к противотанковым надолбам, дотам, насыпям и Т.д., сбрасывал ее в нужное место, отъезжал, а заряды подрывал. Маленькая рама называлась «Large Onion» (лук), побольше (3,2 х 2 м) — «Goat» (козел) и «Elevatable Goat» (поднимаемый козел).

Читайте также

Лавка «Cлово»

Хочу в СССР-2